Re: Проиграна ли борьба за вычислительную свободу? (was: systemd-networkd)

On Wed, 31 Jul 2019 07:40:09 +0300
Dmitry Alexandrov <321942@gmail.com> wrote:

> Кажется, вы вплотную подошли к тому, чтобы сформулировать парадокс
> Брэдли Куна: свободных программ все больше и больше, а _выжить_ без
> несвободных все тяжелее и тяжелее.

Ну это на мой взгляд, некоторое преувеличение. Если исключить Firefox
лицензию которого вы в соседнем сообщении исключительно аргументировано
разбиваете в пух  и прах, то у меня на домашнем компьютере последние
несколько лет нет НИ ОДНОЙ несвободной программы, а зачастую и ни
одного несвободного драйвера. (хотя нет вру, там еще лежит в уголку
skype, которым я в норме не пользуюсь, но под рукой на всякий случай
держу. Хотя в вообще-то его вполне заменяет файрфокс и сайт skype.com).

Еще несколько лет назад я не мог обойтись без Acrobat Reader-а, еще
раньше  - без VMWare. Сейчас evince и qemu все необходимое в этом плане
делают.

> Ну это, кстати, нам всем Соединенные Штаты крепко подгадили.  Еще
> пару лет назад купить «коробочку с вайфайем» по крайней мере бытового
> класса, где бы не только драйвер, но и прошивка радиомодуля была бы
> свободной, проблем не составляло.  А теперь их просто _запрещено_
> продавать.  В США запрещено, но того более чем достаточно.

Ну оплот свободы и либерализма любит в этом плане подгадить. То
криптографию экспортировать запретят, то DRM на законодательном уровне
потребуют, то вот это. Впрочем ЕС в этом плане им достойный соперник.

На этом фоне Казахстан со своим государственным MitM смотрится примерно
так же как его бомбардировочная авиация на фоне американской.

> О том и речь.  Нужна еще возможность то, что из этих исходников
> собирается, на железку установить.

И вот в этом месте мы утыкаемся в разницу между GPLv2 и GPLv3.
GPLv3 этого требует. Во времена GPLv2 необходимость этого требования
еще не приходила Столлману в голову.