Re: systemd-networkd

On Thu, 25 Jul 2019 11:58:01 +0300
Eugene Berdnikov <bd4@protva.ru> wrote:

>  Железка и драйвера нас не интересуют. А вот базовая платформа общая.

Как не интересует? Нас интересует изменить поведение железки так, чтобы
она делала то, что надо нам. Свобода N1 по Столлману.

Как правило, это подразумевает "собрать образ
прошивки, включающий все - и ядро, и драйвера и весь софт, включая
модифицированный нами". Производители железяк почему-то очень любят
оперировать образами прошивок. Как вспомню сколько пришлось Nokia пинать
всем сообществом, чтобы они в N800 и иже с ним сделали обновление
ядра через пакетный менеджер. И это Nokia, а не китайцы.

Кстати, в огромном количестве случаев "чтобы она работала как нам надо"
будет "поправить дурацкий глюк в драйвере WiFi" или что-то подобное,
так что без драйверов никак.

Еще в большом количестве случаев будет "добавить какой-нибудь модуль из
стандартного ядра, который гады-китайцы из экономии места не положили"
Что скорее всего выльется в "пересобрать все ядро".

Ну или "попатчить CVE которое в mainline попатчили 3 версии ядра назад,
а у этих китайцев ядро 5 версий назад и сами они апдейтить его не
собраются"

>  Вам Столман не объяснил, в чём разница между свободным и бесплатным?

Мне-то как раз объяснил. Это вы тут пытаетесь нагло врать и утверждать
что несовободное свободно.

Свобода - это когда я (квалифицированный програмист, обремененный
семьей) могу в свободное время от своих других дел, заодно разобраться и
с этим. У меня на это хватит времени и сил. Поэтому Столлман
существенно важной частью концепции Свободного ПО всегда полагал Toolbox
Philosophy, которая сводит время на разбирательство к приемлемому.

Поэтому монолитные продукты, такие как Firefox, systemd, libreoffice
не могут считаться свободным ПО, по какой бы они лицензии не
распространялись.

>  А думать, что "свобода" это когда можно без подготовки и образования
>  сесть и сходу поправить что-то в коде гигантского проекта, вроде

Евгений, вы нагло передергиваете. Вы прекрасно знаете сколько
десятилетий у меня практического опыта работы с Linux, что я вообще-то
еще лет 20 назад считался в русскоязычном сообществе достаточно
квалифицированным человеком и был комодератором соответствующей
фидошной эхи.

Поэтому об отсутствии подготовки и образования речь не идет.

Речь идет о том, что гигантские  проекты должны быть структурированы
так. чтобы можно было сесть и за полчаса разобраться где что править.
При условии что ты умеешь читать на том языке, на котором оно написано.

Вопрос в том, что Столлман в свое время осознавал образовательную
ценность текстов программ. Поттеринги и де Иказы  - нет. Они пишут
не для того, чтобы их тексты читали, а чтобы это работало как
магический артефакт, который может модифицировать только его создатель.

Программирование  - это не квантовая физика. Квантовая физика это
явление природы, и уж какая есть, такая есть. Программирование - это
тексты, созданные людьми и для людей. Поэтому те люди, которые их
создают должны подумать о благе тех, кто придет после них.

(кстати самим же проще будет читать и править код, в который пару лет не
заглядывал).