Re: Использование Linux (GIS)

On 2002.12.05 at 06:48:12 +0300, Yu.Yu.Badan wrote:

> Да, были упомянуты ГИС-задачи. Но, воспользовавшись этим поводом,
> я спросил о простых и удобных _визуализаторах_ картографических
> данных.  Об использовании GPS речи не шло, тем более об инструментах
> создания карт.
>
> Мне показалось странным отсутствие визуализаторов, подобным
> астрономической XEphem.  Эта программа показывает общий вид неба,

Хитрость в том, что xephem - профессиональная программа. Об этом
свидетельствует наличие в ней функций управления телескопом.
Телескопы, допускающие компьютерное управление - ни разу не любительское
оборудование.

Видимо, причина в том что потребности астронома-профессионала,
специализирующегося, скажем, на внегалактических туманностях, и
потребности любителя, просто интересующегося астрономией, достаточно
близки. Поскольку для профессионала обычные звезды - не более чем
ориентиры на небе и объекты, мешающие наблюдению интересных ему вещей.

Поэтому любитель может удобно пользоваться программой,
написанной профессионалом под себя.

Что касается карт земной поверхности, то тут ситуация несколько другая.
Во-первых, звездные каталоги всю жизнь были открытой информацией, чего
нельзя сказать о крупномасштабных картах, во всяком случае в нашей
стране.

Во-вторых, они занимают гораздо меньше места. На порядки.

В-третих, профессионал как правило работает с картами и другими
изображениями, на которых обычный человек, знающий географию в объеме
средней школы, просто ничего не увидит. Я (пока работал в этой области) -
с тематическими картами, Андрей  - с изображениями дистанционного
зондирования, среди которых, кстати, снимки в реальных цветах - очень
частный случай.

Профессионалу, работающему за компьютером в камеральных условиях,
практически никогда не нужно поворачивать карту. Взяли снимок, один раз
в пакетном режиме оттрансформировали (GRASS при этом уходит в бэкграунд
и шлет письмо по E-Mail по завершению операции) и дальше север у нас
всегда сверху.

А при использовании карт для навигации, особенно на наладоннике, крайне
удобно, чтобы ориентация карты совпадала с ориентацией местности,
независимо от ориентации компьютера.

> Астрономические карты нужны намного меньшему количеству людей,
> чем географические, причем последние требуются и неспециалистам.
> Однако, насколько я понимаю, программы, которая была бы well-known
> [чайникам], и позволяла (всего лишь!) удобно "крутить и зуммировать"
> географические карты, подкачивая их из сети и кэшируя/сохраняя на
> локальном носителе - нет.

Основная проблема - отсутствие в сети репозитория крупномасштабных
географических карт. От 1:2000000 и мельче - есть. Но зачем они
непрофессионалу? Ему на улице ориентироваться надо.

А за карты, которые позволяют это сделать (для автомобилиста 1:400000 и
крупнее) если и не секретны (впрочем это только у нас в стране такой
маразм) то за них денег просят. Потому что их непрерывно обновлять надо.

Фактически, единственное, на что реально мы можем рассчитывать на
территории России - это комплект отсканированных  бумажных 1:100000 карт на
www.velotourism.ru.

А отсканированная бумажная карта и электронная карта это очень разные
вещи. Говорю это как человек, который пять лет зарабатывал деньги
оцифровкой карт.

Собственно, они как раз расчитаны на использование с программой OZI
Explorer, которая является фактически единственной известной программой
такого класса. При этом поворачивать карту она по-моему все-таки не
умеет.

Прям хоть садись и пиши. На базе визуализатора от fGIS, который
разрабатывался под 486 процессоры, и даже на ноутбуках 5-летней давности
будет работать с приемлемой скоростью.

> Я видел gps3d - штука достаточно занимательная, но намертво
> привязанная к сети, без локальных данных.  Т.е. не то, что надо.

> Хотелось бы верить...

В дистрибутиве есть gpsman
и gpstrans.

Еще мне когда-то давно попадалась программка для планирования
любительских авиаполетов. Она, правда, завязана на какой-то американский
формат аэронавигационных карт, материалов в котором на Россию не
достанешь.

--
Victor Wagner			vitus@ice.ru
Communiware.Net 		Home: 7-(095)-135-46-61