Re: Protonmail как образец embrace, extend & extinguish (was: О вольных и невольных врагах свободного Интернета)

neo@nxmail.org wrote:

> По моему опыту - рано или поздно любой коммерчески успешный проект либо закрывается

> либо вводит максимально некомфортную для пользователей монетизацию, либо продаёт личные данные на регулярной основе.

Так вот и примените ваш опыт к Протонмэйлу.  Что из этого их, по-вашему, ждет?

Напоминаю, что хотя шифрованные письма они более писать не запрещают, и забрать и накопленные письма, и тайный ключ у них теперь можно¹, давать SMTP+IMAP только за деньги они все еще не стесняются.

-
¹ Да-да, раньше было нельзя.  И изменение, между прочим, есть прямое следствие такой штуки, как GDPR, — так что опрессивное законодательство тоже бывает полезным.

> прежде чем пользоваться коммерческим продуктом, я сначала уточняю, каким образом можно от него отказаться и не потерять ничего.

Все верно.  Вот я и рассказываю, что́ можно потерять, сначала сев на Протонмэйл, а потом решив от него отказаться.  Можно потерять связь с людьми, которые знать не знают и знать ничего не хотят ни про какие стандарты шифрования, а задолбили только, что они пользуется «Secure Email Based in Switzerland», у которого инфраструктура «resides in Europeʼs most secure datacenter, underneath [прости господи] 1000 meters of solid rock», а вы — нет.

Тогда как та же Гуглопочта в этом отношении беспроблемна.

> Вы это понимаете, а среднестатистический пользователь электронной почты - нет.

Может быть, не берусь судить.  Даже если принять за аксиому, что он не слишком далекий человек — и сам почему-то этого не понимает, то не надо сбрасывать со счетов пропаганду еще более враждебно настроенных к открытым сетям компаний вроде «Телеграмма» или «Сигнала», которые себе тоже имя делают на шифровании.

> Смею высказать убеждение, что крупные провайдеры электронной почты умышленно не афишируют этот факт

Вы так говорите «крупные», будто противопоставляете им Протонмэйл.

> чтобы пользователи и дальше хранили гигабайты личных или даже конфиденциальных данных незашифрованных в ящиках.

Ну, не буду с этим спорить.

Сообщу только на всякий случай, что из крупных почтовых провайдеров, помимо Протонмэйла, пропагандирует PGP https://gmx.com.  Причем именно шифрование как всеобщий стандарт, а не как «Secure email: GMX is free encrypted mail».

Ну и та же Гуглопочта, да и думаю не она одна, вполне умеет в S/MIME (для вашего домена, естественно) и никуда этот функционал не прячет.

> Все их клиенты с открытым кодом.

Да, уже целых полтора месяца как. ;-)

И как же все-таки прекрасна эта опенсорсная мифология приложенная к программам, которые вы даже на уровне установил / обновил / удалил не можете толком контролировать, да что там — даже _знать_ вам не положено, когда они обновляется.

В любом случае, что вы в этом «открытом» коде хотели или боялись увидеть?

> Я доверился оценке независимых аудиторов и сообщества.

Оценке на предмет _чего_?  Клиент — это программа, исполняющаяся на вашей машине.

> Незашифрованные письма анализируются автоматически на предмет спама

Ну то есть _читают_ они ваши письма, если могут, — как и все остальные.  Ч. т. д.

> Так и есть.

Ну да.  Осталось выяснить, что, собственно, пользователь Протонмэйла должен для этого сделать?  То есть, допустим, вы хотите отправить личное письмо мне, не пользуясь другими юзерагентами, кроме фирменного — опишите, пожалуйста, последовательность действий.  Это чтобы было с чем сравнить действия, необходимые для отправки рекламной листовки вместо письма.

> Да, и сейчас есть такая возможность.

Она не просто есть, она в окне написания письма на самом видном месте.  А вот поиск публичного ключа у них где?

И кстати-кстати!  Я что-то не вижу, чтобы они даже _вам_, сидящему на Протонмэйле, но со своим доменным именем, предлагали слать зашифрованные письма без лишних телодвижений.  Ну то есть «замочек» около <neo@nxmail.org> не отображается.  Это баг чисто в гуе, или они и правда пошлют открытое письмо?

> А что делать, если ‹…› нет возможности шифровать сообщения [публичным ключом из-за отсутстивия у адресата такового]

Делать для чего?

Чтобы при случае разово передать тайное послание адресату?  Очевидно, использовать _симметричное_ шифрование.  Доступно повсеместно по меньшей мере с середины 90-х.

Собственно, Протонмэйл вам это и предлагает сделать: зашифровать послание паролем, каковой сообщить по доверенному каналу; только во-первых, требует, чтобы получатель получил это послание с _их_ сервера и воспользовался _их_ программой для расшифровки, а во-вторых оборачивает все это дело в неявную, но неимоверно действенную, саморекламу по принципу «первая доза бесплатно и без СМС».

Или чтобы заполучить канал для тайной переписки?  Очевидно, предложить другой стороне обзавестись GPG-совместимой программой.   И опять же — именно это вы и предлагаете ей сделать, отправляя Протонмэйловскую листовку.  Только сверх программы, вы еще и подсаживаете ее на собственнический сервис, к которому эта программа прибита.

> Если в рамках этой деловой стратегии тысячи пользователей узнают, что их почта ежедневно читается, и есть альтернативы, то пусть пытаются свою стратегию реализовать

И как же называется эта «альтернатива», про которую узнают миллионы (миллионы-миллионы, не тысячи) пользователей от Протонмэйла?  У меня складывается стойкое впечатление, что называется она «Протонмэйл», а вовсе не «(Open)PGP», а у вас?

> (не думаю, что это получится).

Да?  А напомните, пожалуйста, какой-нибудь громкий случай, когда EEE-атака не получалась, я хотел бы сопоставить.

Может быть, когда Гугль и Фэйсбук сначала заручились поддержкой грамотных, но чрезмерно доверчивых слоев, приняв XMPP за протокол для «Talkʼа» и «Мессенджера» и вступив в федерацию, чтобы потом их преспокойно окуклить?

Или, может быть, когда давеча отдельные товарищи запустили собственнический огороженный keys.openpgp.org и решили сыграть на DoS-атаке против распределенной сети кейсерверов, чтобы его как умолчание для GPG вразрез апстриму непринужденно всосал даже Дебиан?

> На место Протонмейла придут потом другие

Да, например, <https://tutanota.com>, — «the worldʼs most secure email service»,  который _вообще_ не позволяет ни отправлять, ни получать шифрованные письма — даже платным пользователям, даже через третьесторонние юзерагенты (SMTP+IMAP просто нет, криптопротокол велосипедный).  Только внутри ихней сети.

Уверяют, что у них уже несколько миллионов пользователей.

> а пользователи станут умнее.

Ваши бы слова — да богу в уши...