Re: О вольных и невольных врагах свободного Интернета

On Saturday, June 6, 2020 6:42 PM, Dmitry Alexandrov <dag@gnui.org> wrote:

> Если уж взялись натягивать сову, то натягивайте до конца —два «цензора». Ну, коль скоро у нас разные почтовые провайдеры.

Согласен.

> А это что, такая большая ценность? Думаю, что незанятых наборов случайных цифр там на всех хватит.

Хорошо, что понимаете, просто уточнил.

> Ну хоть кто-то мою писанину читает!

> Я хотел было написать, что мнение ваше глубоко ошибочно: Гуглопочта остается одной из немногих популярных, которой все еще можно полноценно пользоватьсябез несвободных программ. Однако взялся перепроверить этот факт, и обнаружил, что шиш там — оказывается, уже с полтора года как [1] туда нельзя залогиниться.
>
> Все остальное еще работает без проприетарщины, но да, это уже не то, что стоит рекламировать по спискам рассылки личным примером.
>
> Так вашей душе спокойнее?

Да, если одним пользователем меньше в Гугле.

> Вы так говорите «коммерческий» как будто это что-то плохое.

По моему опыту - рано или поздно любой коммерчески успешный проект либо закрывается, либо вводит максимально некомфортную для пользователей монетизацию, либо продаёт личные данные на регулярной основе.
Обычно это происходит после покупки проекта "инвесторами", которые "лучше знают", как извлечь прибыль.
Поэтому, прежде чем пользоваться коммерческим продуктом, я сначала уточняю, каким образом можно от него отказаться и не потерять ничего.

> Вы никогда не видели цензоров на форумах, и даже вообразить их себе не можете? Вы это серьезно? Покажите мне хоть один форум без таковых?

То есть удаление сообщений постфактум? Когда их уже получили адресаты, подписанные на тему? Это не страшно, в открытом сообществе есть правила, их можно и нужно обсуждать, и следовать им. Сообщение было опубликовано в какой-то момент времени, это главное.

> Покажите, пожалуйста, как вы зайдете на двадцать «Дискурсов» разом.

Не было такой задачи, да и не планирую, но, видимо, подпишусь на интересующие темы на каждом. Буду получать по RSS или email обновления.

> Эх, как же я люблю, когда дискутант сам начинает разбивать свою позицию.

> Как это? Если вы письмо надежно запечатали в криптообертку, то вскрыть его сможет только адресат. А если письмо открытое, то его и вскрывать нечего — оно открытое.

Вы это понимаете, а среднестатистический пользователь электронной почты - нет. Смею высказать убеждение, что крупные провайдеры электронной почты умышленно не афишируют этот факт, чтобы пользователи и дальше хранили гигабайты личных или даже конфиденциальных данных незашифрованных в ящиках.

> Это они вам сказали, да?

Все их клиенты с открытым кодом. Я доверился оценке независимых аудиторов и сообщества. Незашифрованные письма анализируются автоматически на предмет спама, на собственных серверах, в момент доставки. Затем сохраняются, зашифрованные моим ключом. После этого прочитать их содержимое в моём ящике могу только я.

> Да ладно? Это как? Есть только один способ не позволить третьим лицам прочесть сообщение — зашифровать его.

Так и есть.

> [...]
> — ни в DNS ни по одному из трех стандартов (PKA, CERT, DANE),
> — ни в WKD,
> — ни на развалинах пула SKS,
> — ни в новой открытой сети Honeypuck в лице keyserver.ubuntu.com,
> — ни у проприетарных сервисов keys.openpgp.org и keys.mailvelope.com, [2]
> — ни в заголовках вашего письма (ни «автокриптом», ни иначе),
> — ни в его подписи (каковой вообще нет),

Спасибо, поправил это. [3]
Этот ящик был создан для открытой переписки.
На самом деле, в собственных клиентах Протонмейла сообщения подписываются (это сообщение должно быть подписано). Но я не всегда их использую.
До данного момента я передавал ключ лично в руки или пересылал по альтернативному зашифрованному каналу связи.

> А во-вторых, вы, очевидно, просто позабыли (ну или не знали), с чего этот ваш «Протонмэйл» начинал несколько лет назад. А хватило у них неосторожности начать с того, чем впору заканчивать, уже подмяв под себя львиную долю рынка: с невозможности отправлять шифрованные письма.
>
> Получать — пожалуйста, а отправить можно было только листовку вида «я пользуюсь замечательной швейцарской почтой Protonmail, чтобы прочитать, что я вам написал, пройдите по ссылке». (Я не шучу: зайдите и сами посмотрите — они эту хрень до сих пор никуда с видного места не убрали.)

Да, и сейчас есть такая возможность. А что делать, если (утрирую) у каждого второго gmail и нет возможности шифровать сообщения.

> А чего гадать, для этой деловой стратегии название уже давно придумали: «воплотить, надстроить, и уничтожить» (англ. «embrace, extend and extinguish»).
>
> И уничтожают надстраиванием они не что-нибудь, а один из последних остатков открытого интернета: электронную почту.

Если в рамках этой деловой стратегии тысячи пользователей узнают, что их почта ежедневно читается, и есть альтернативы, то пусть пытаются свою стратегию реализовать (не думаю, что это получится).
На место Протонмейла придут потом другие, а пользователи станут умнее.

> Ну, могу только заявить, что это очень плохо, что вам без разницы. И еще хуже, что ваш расчет противоречит истинному.

> А при чем здесь информатика? Это надо рассказывать на уроках по политэкономии, если бы такие были. И про vendor lock-in, и про EEE тоже нужно, хоть это и посложнее темы.

Полностью согласен, только начинать надо в младших классах, а туда политэкономия не попадёт.

[3] https://keys.openpgp.org/search?q=neo%40nxmail.org