Re: К знатокам NAS

artiom -> debian-russian@lists.debian.org  @ Wed, 14 Mar 2018 21:10:21 +0300:

 > - Насколько сыра ZFS в Linux?

Не могу сказать, что я его много использовал, но с полгода она у меня тоже стоит.

С самой ZFS как таковой проблем пока не было, но поработать с нею руки не доходят.

С установкой на него корня есть известная засада, которая заключается в
том, что по лицензии драйвер ZFS нельзя раздавать в бинарном виде,
поэтому инсталлятор не может, просто не может.

Надо грузиться с какого-то live-образа, доставлять туда zfs-dkms,
настраивать диск будущей системы, и потом туда переноситься, то ли
debootstrap'ом, то ли просто копированием. debootstrap логичнее.

В интернетах гуглится (я пользовался) шелл-скрипт, который выполняет эту
работу, имея live-образ. Функциональность его ограничена, лучше его
читать и править перед запуском, или даже вообще читать и выполнять
команды вручную, но все необходимое он содержит.

В _моей_ практике мне от ZFS оказались не нужны снапшоты, поэтому я зря
развешивал тома довольно подробно, имея в виду разные политики
снапшотов.

В _моей_ практике мне оказались бесполезны возможности ZFS по сообщению
NFS и Samba, что надо расшарить свежеподнятый том - в принципе оно это
умеет, но набор параметров, с которыми оно это умеет (особенно самбу),
очень сильно ограничен, мне не годится.

В дистрибутиве нет поддержки для ZFS под SystemV init. Для systemd
собственно монтирование и вышеупомянтый шаринг разнесены в разные
unit'ы, что понятно (сперва мы поднимаем FS, потом сервисы, и только
после подъема сервисов можно им рассказать, что и как шарить). Как
функциональность шаринга работает в режиме "опустили самбу - подняли
самбу", не проверял, ибо см. выше. Но зависимости прописаны.

В _моем_ сетапе сервер _при загрузке_ упорно не монтирует один из
томов. Отличается он

NAME          PROPERTY              VALUE                  SOURCE
bag/exchange  casesensitivity       insensitive            -

потому что это как раз том под отдачу виндам через самбу. При этом
рестарт zfs-mount и после загрузки не помогает, а вот вручную сказанное
zfs mount -a - помогает. И если _после этого_ рестартовать сервис, то он
переходит из состояния failed в состояние loaded. Чтение unit-файла не
привело меня к пониманию, почему так происходит.

В дальнейшем процессе, понятно, samba и nfsd поднимаются в позе "мы не
можем раздать эту директорию", и после этого приходится еще вручню
перезапускать оба сервиса. Ну, благо оно сервер и перезагружается раз в
три месяца.

В планах снести с того сервера нахрен systemd, вписать несчастные 4
строчки в скрипт монтирования файловых систем (там еще zpool import надо
предварительно, и команда различается в зависимости от наличия
/etc/zfs/zpool.cache), и посмотреть, что будет.

Дедупликация, понятно, отключена - столько денег на память и мать,
готовую поднять столько памяти, у меня нет и не планируется. Но это не
особенность линукса, такая прожорливость по памяти у ZFS с дедупликацией
везде.

Сжатие включено. Подтормаживает, естественно. Что там больше
подтормаживает - сжатие, чексуммы или журналирование - не
знаю. Отдельного кэша второго уровня не делалось.

Регулярно выдергивать на ходу питание не пробовал, как поднимается из
этой позы, не знаю.