Re: Открытые исходники (Было: Использование обфускаторов)

    > Вот  есть широкий выбор программ с  открытыми исходниками. Скажите
    > мне хотя бы из участников этого списка кто вносил серьезные правки
    >  скажем  в исходные  тексты  Mozilla?  Или  ядра Linux?  Там,  что
    > называется, попробуй разберись! И так в любой сколь-нибудь сложной
    > (читай дорогой) системе.

Дык  разбираться достаточно  именно  в том  участке  кода, который  надо
поправить. Совсем уж немодульными угрёбищами я просто не пользуюсь, а во
всём остальном при необходимости выделяю  нужное место -- и разбираюсь с
ним.

[для краткости поскипано]

Мысль 1-я:
Вот я и говорю. Переделать большой и сложный проект, так чтобы его
потом было невозможно или трудно ассоциировать с оригиналом (и
чтобы потом спокойно продавать) на мой взгляд практически невозможно.
Если так, то почему бы не давать исходники? Вреда от этого не
вижу в плане коммерческой выгоды разработчику.

Назвать  результат работы  обфускатора исходником  можно только  с очень
большой натяжкой -- как результат  gcc -S, к примеру. Лучше уж попросить
написать критические части кода сорокалетнюю даму-инженершу -- она любый
обфускатор переплюнет с запасом :-)
> Но я,  честно говоря, не  совсем понимаю, к  чему вы заговорили  про эти
> "программы специальные".  Может, никто  и не боится  выложить obfuscated
> исходник на  всеобщее оборзение -- но  такой "исходник" ведь  и не нужен
> никому! Так ради чего авторам закрытого софта напрягаться?

Мысль 2-я:
Вот и я говорю - совсем не обязательно делать бинарник с помощью
обфускатора, чтобы затруднить или сделать невозможным разборки
с исходными текстами. Можно предоставлять исходные тексты вполне
в соответствии с GPL, но с такими исходниками бывает проще
написать с нуля, чем пытаться в них разобраться.

Если  она ещё  и нормально  написана,  то немаленькое  ;-) Впрочем,  это
неважно.

Дело в  том, что (в случае  закрытого сейчас софта)  открыть исходник --
это _телодвижение_, а "не открывать" -- значит попросту оставить всё как
есть. Поэтому вопрос  надо ставить так -- какие  _выгоды_ может получить
автор  от открытия  исходника?  И тут  всё  зависит и  от  автора, и  от
качества  исходника, и от  природы самой  софтины... Тут  можно привести
много аргументов как  pro, так и contra, и вес  этих аргументов в каждом
конкретном случае  будет разным. Между прочим, _ваши_  аргументы на тему
"почему бессмысленно закрывать исходник" можно повернуть на 180 градусов
-- они  точно   так  же  обосновывают   "почему  бессмысленно  открывать
исходник".

Повернуть можно всё что угодно. Но для меня эти аргументы звучат
вполне убедительно.

Вот,  например,   такой  прикол  --  открытие   исходников  программы  с
сохранением  её  несвободного  статуса  может привести  к  возникновению
независимых наборов  патчей, распространение  которых вы не  сможете (!)
запретить,  потому что _соответствующим_  _образом_ _сделанный_  патч не
будет содержать ни строчки вашего кода. Пример minix вы, наверное,
помните (правда, A.T. и не пытался ограничить патчеров).

Ну и что? Если люди хотят купив у меня программу наложить на неё патчи
хотя бы даже не мои и левые - это их право. Открытие исходника - это
не значит свободное (в смысле бесплатное) распространение.

Так вот, можете вы (на  места автора/продавца программы) сказать с ходу,
хорошо или плохо  для вас наличие таких patchsets?  С одной стороны, они
тормозят  апгрейды...  С   другой  стороны,  повышают  полезность  вашей
программы...  Что перетянет?  Это надо  просчитывать  индивидуально, для
каждого конкретного случая.

И в сообществе opensource далеко не все патчи присылаемые авторам
идут в дело и по разным причинам. Ну и что?

    > В заключении я могу сказать, что я говорю именно о
    > предоставлении программы с открытыми исходниками с целью
    > доработки под себя и багфиксов, а не с целью модификации
> для последующей перепродажи.
Я, со своей стороны, тоже говорю о мелких доработках, которые лениво
было бы доводить до состояния, готового к выпуску в свет.

Согласен. Вот именно для этого наличие исходников крайне полезно и
даже необходимо.

    > Т.е. я говорю не о GPL и не воровстве (которое кстати легко
    > доказуемо в этом случае, несмотря на обфускаторы и преследуется по
    > закону, по крайней мере за бугром).

Нету никакого воровства программ!

На мой взгляд есть! Смотря с какой стороны посмотреть.
Программа - это товар. Со своим спросом и предложением.
И хотя он не обладает физическим телом и
тиражируется буквально задаром, но тот кто создает этот товар
должен что-то получить в качестве вознаграждения, кроме известности
славы и почестей. Кушать программистам тоже надо!

Другое дело что вот этот процесс - вознаграждения программеру
за его труд, до сих пор, помоему, нормально нигде не осуществлён,
ни за бугром ни тем более у нас.

Но это отдельный вопрос, а здесь моё мнение - программа должна
ВСЕГДА продаваться с исходником. А уже решение о том разрешить
ли свободное и/или бесплатное распространение исходников - это
на усмотрение продавца.

Виктор