Re: о кривости esd (was Re:ALSA)

On Tue, 25 Jul 2000, Aleksey Novodvorsky wrote:

 Добрый день, Алексей!

> Влад, добрый вечер!

> Стоп. Уже не понял. Фирма разработчик:

  Блин, письмо было написано поздно вечером, и я забыл вставить одно слово -
любая фирма, разрабатывающая софт, а не разработчик софта под bsd лицензией.
Извиняюсь. Из-за это несколько ваших предложений снизу оказываются не в тему.

> [...]
> -- может выпускать софт под двумя лицензиями (весьма распространенный, кстати, вариант).
> Но, главное: бОльшая часть свободного софта создается не фирмами! Более того, если свободный проект
> попадает "под фирму" (в виде навязчивого спонсорства, например), то его качество часто страдает.
> Типичный пример -- GNOME и Enlightenment на ранних стадиях развития. RH чуть не угробил GNOME и почти
> угробил E, благодаря своим менеджерам. Теперь это уже классика, даже RH сделал выводы. И свободные
> проекты уже избегают спонсорства одной, пусть и очень крупной фирмы.

   Не думаю, что это так. RH не спонсировала GNOME - GNOME разрабатывался
сотрудниками RH (то есть им приказывали, промывали мозги, поощеряли акциями,
могли испортить "личное дело", подгоняли сроки выхода к срокам выхода
новой версии RH). В случае спонсорства - совершенно другие отношения
(по-моему).

> На мой взгляд, основная модель развития свободного софта предполагает только спонсорство команд
> фирмами, но не фирмы -- производители софта. Конечно, возможны варианты, многое зависит от типа софта
> etc., я говорю о типичном случае.

   Я думаю, что много чего спносировала лично Sun.

> Так почему же они сделали (с Вашей точки зрения) все наоборот?

   Не понял - что они сделали наоборот с моей точки зрения?
   А насчет лицензии freetype- она все-еще BSD-like (и вроде никогда не
изменится) и явно позволяет использовать этот код в коммерческих продуктах.

> Это все -- уже история. О нашем МО я говорить не  буду, а у них все далеко не так уж однозначно. NASA
> очень любит GPL. Кстати, именно Debian _GNU_/Linux летал в космос.

 Так просто NASA не пишет код, который может пригодится в коммерческом софте -
поэтому им не заказывают BSD лицензию, IMHO. То, что они выбрали debian ни о
чем не говорит (кроме как о возможно большей пригодности linux для их задач).

> И снова, даже здесь, Вы -- о бабках! Поверьте, это далеко не главная мотивация в использовании GPL.

   По-моему, главная (может еще просто неосведомленность автора о других
лицензиях или промытость мозгов всякими PR).

> Те, кто так действительно думает, использует "комунистическую лицензию", типа "только не для
> продажи". Кстати, MS ее очень любит.

   Может просто опасаются, что софт будет считаться non-free и не будет
настолько распространен авторами дистрибьютивов, как GPLed.

> Оптимальное движение -- что это? Полезное? Вы испольуете Debian? gcc? Вам они -- полезны? А полезно
> ли движение -- сомневаетесь? Вот именно это я никак и не могу понять. Плевать в колодец -- если и не
> вредно, то некрасиво.

  "Оптимальность" -  в плане технического совершенства софта, его архитектуры,
  гибкости (короче, вложения интеллектуальных усилий на этапе проектирования)
  - которые были бы очень кстати для тех, кто захочет включить части кода (или
  библиотеку) в свою gpled программу - иными словами обеспечение легкой
  утилизации кода между пусть даже free софтом.
    Ведь любую программу можно писать необдуманно, а можно написать
  библитотеку для данной проблемной области (с не очень кривым API) и потом
  юзать ее из функции main() в которую выродиться программа (я утрирую).

> Для тех, кто начинает проект, полезно прежде всего прочитать лицензии и ознакомится с правилами
> дистрибуции. И понять, какая из них соответствует его намерениям и принципам. При нынешнем состоянии
> дел, если быстрые деньги для него -- не главное, если он хочет иметь имя, если он хочет, чтобы его
> проект стал известен и уважаем, если он хочет в перспективе найти серьезных спонсоров (не тех,
> которые сейчас наводнили Москву), то GPL -- лучший выбор. То есть действительно амбициозный проект,
> начинающийся с нуля, _должен_ _сейчас_ быть GPL.

  Если придираться к словам - то что такое амбициозный проект? Это тот,
который никогда не заврешиться, или тот, который нужен компьютерной индустрии?
Вот sendmail, bind, wine и freetype и NAS и xfree и другие x servers,
festival, sphinx - очень полезные проекты - они под BSD лицензией. Очень много
научного софта под  BSD лицензией, наверно больше чем gpled.
  Да, GPL может быть оптимальным для группы программеров-любителей, которые
просто хотят заявить о себе и просто пописать какую-нить ерунду, или взять
много кода из другого  GPLed софта, которых никто не спонсирует.

> Вы исходите из тезисов:
> -- доминирования собственнического софта;

  Этого не хочет только ленивый/глупый/очень богатый.

> -- второстепенности свободного софта;

  По причине его невысокого качества.

> -- конечная цель проекта свободного софта -- то же получение денег;

  Получение денег с производителей коммерческого софта.

> -- свободного софта и собственнического софта, работающих вместе для удовлетворения нужд некоего
> пользователя.

  Логично - для чего же вообще существует софт?

> Я считаю, что:
> -- доминирования собственнического софта в некоторых областях уже нет, в некоторых других  скоро
> будет как минимум паритет;

  Эти области - не пользовательский софт, а различный софт, ориентированный на
серверы.

> -- собственнический софт и свободный софт -- две модели, два взгляда на интеллектуальный труд, ни
> один из них не второстепенен и не подчинен другому и, в конечном счете, ими будут заниматься _разные_
> люди.

   Логично. Но к чему это?

> -- деньги, необходимые для жизни, уже можно (даже здесь) зарабатывать без использования модели
> собственнического софта (см. далее манифест GNU);

   Факт зарабатывания денег не важен. Важны сумма зарабатываемых денег.

> -- цели разработчиков свободного и собственнического софта, в частности по отношению к пользователю,
> как правило сугубо различны; свободный софт есть самовыражение и стремление к публичности и успеху,
> которые невозможны без удовлетворения нужд заметной части пользователей; собственнический софт
> предназначен для продажи, то есть его упаковка и реклама часто важнее качества, что мы так часто
> наблюдаем, в том числе даже на примере дистрибутивов свободного софта.

   Пользователи сами виноваты, что они приобретают красивый фантик, а не
содержимое. У пользователя есть право выбора - брать отполированный софт за
деньги или чаще всего глюкавый и недокументированный и не сопровождаемый
бесплатный (если он есть). Здесь я имею в виду виндовый софт. Для юниксов
ситуация чуть по-лучше - пользовательского коммерческого просто нет.

  Это ваши слова, а не мои - но почему-то они процитированы как мои.
  Они хотят нажиться (для буржуев $20K за лицензию на использование софта -
достаточно невысокая цена). Если бы они хотели запретить, они бы выставили
цену $500K и выше.

> С _Вашей_ точки зрения: чем -- лучше? В рамках Ваших рассуждений последняя фраза выглядит как не
> совсем уклюжий реверанс...

  Лучше для пользователей - у них появляется надежда, что они сами смогут
исправить ошибку в софте (пусть даже послав  bugfix автору).

> Замечу, что Ваши рассуждения выглядели бы органично год-полтора назад и я не стал бы спорить с такой
> убежденностью. Сейчас же слишком много изменилось, а точнее -- вышло на поверхность, стало наглядно.
>
> Rgrds, AEN.

 Best regards,
  -Vlad