Re: Фризы графического интерфейса при записи на диск

Была давно такая же проблема.

Во-первых, если своп есть, понизить swapiness хотя бы до 5-10:

https://unix.stackexchange.com/questions/265756/desktop-completely-freezing-on-i-o-operations

Поиграйтесь с другими параметрами подсистемы памяти.

Также, посмотрите в сторону user preemption:

- https://kernelnewbies.org/FAQ/Preemption
- https://stackoverflow.com/questions/5283501/what-does-it-mean-to-say-linux-kernel-is-preemptive

Покопайте описание параметров, может что путное найдёте:

$ grep PREEMPT /boot/config-$(uname -r)
# CONFIG_PREEMPT_NONE is not set
CONFIG_PREEMPT_VOLUNTARY=y
# CONFIG_PREEMPT is not set
CONFIG_PREEMPT_NOTIFIERS=y
# CONFIG_PREEMPTIRQ_EVENTS is not set
# CONFIG_PREEMPTIRQ_DELAY_TEST is not set

Ну и плюсом, планировщик ВВ на `noop` для SSD и `deadline` для обычных дисков. Раньше ещё частота таймера могла быть разная выставлена: на десктопах 1000, на серверах 100 Гц. Сейчас, вроде, не актуально. Ну и планировщик процессов небольшую роль может играть (для Linux, хотя, вряд ли актуально).