ZFS

Граждане, раз уж пошла такая пьянка.

Я правильно понимаю, что если я, допустим, хочу хранить
бэкапы/архивы/файлообменник на zfs, мне стоит систему все-таки ставить
на нормальный раздел, а не на zfs же? А zfs разворачивать поверх второго
раздела?

А если я, допустим, хочу рейд на нескольких дисках, то поделить каждый
так же на два раздела, на первых сделать raid1 с системой, а на вторых
собирать raidz?

Потому что систему на zfs я если и водружу, то в случае сбоя хрен я к
файловой системе штатными средствами бутовой флешки доберусь?

Это я задумываюсь про апгрейд двух серверов - домашнего, который он же
файлообменник, и бэкап-сервера на работе. Дома в норме один диск, на
работе - рейд.

И второй вопрос, к тем, кто имеет опыт. Дома у меня 2 терабайта суммой
из всего этого уже забито, я собираюсь ставить 4-терабайтник,
вероятно. На работе имеется в виду держать зеркало из пары
4-терабайтников.

В обоих случаях супербыстрый доступ не требуется, но и суровых тормозов
быть не должно.

Сколько надо памяти, чтобы zfs чувствовала себя в этих условиях
более-менее комфортно? А если я захочу дедупликацию включить?  (Кстати,
ее можно включить/выключить на ходу, или это надо делать в момент
создания FS?)