Per-window XKB layout by default?

Граждане, я что-то пропустил в этой жизни, и xorg в jessie внезапно
самостоятельно научился per-window состоянию XKB?

Это у меня внезапно перестало работать включение нужной группы через
xmonad, которое работает в wheezy, я начал исследовать проблему,
отключил свою отслеживалку, перезапустил конструкцию - опаньки, а при
переключении из окна в окно раскладка-то меняется...

Угу, запустил awesome вместо xmonad - поведение аналогичное.

Это, с одной стороны, приятно, а с другой - у меня-то все сломалось...
Это вообще где-то настраивается?  А вообще такая смена поведения где-то
документирована?

Ни хрена не гуглится...

И чего теперь делать, если я хочу из xmonad включить нужную группу у
нужного окна?

Вот, блин, все страньше и страньше...

Написал программку:

#include <X11/Xlib.h>
#include <X11/XKBlib.h>

int main (int argc, char **argv) {
    Display *dpy = XOpenDisplay(NULL);
    XkbLockGroup(dpy, XkbUseCoreKbd, argc-1);
    XCloseDisplay(dpy);
}

(Типа номер группы - по количеству аргументов после имени команды, для
простоты.)  Запускаю ./a.out 1.  Честно переключает на кириллицу.  Ухожу
в соседнее окно.  Латиница.  Возвращаюсь.  Латиница.

А если сконфигурированную кнопку нажать, то как описано выше - по
возвращении снова кириллица.  И куды бечь?