Жёсткий диск и неведомая фигня

Всем привет!

Имеется жёсткий диск WD Green 1.5T. Я не знал про wdidle3 и на нём 600k load cycle counts, так что он может быть изношен (сейчас уже поправил).

Но он идеально проходит тесты под DOS. И последовательное чтение (MHDD), и random (Victoria). В smart тоже всё в порядке (кроме указанного количества циклов).

А при работе - причём не только в linux, но иногда и в grub - он регулярно "провисает" с характерным потрескиванием. Часто при запуске программ, которые читают много мелких данных. Сегодня удалось отследить тормоза, запустив во время такой ситуации strace mplayer - провисы по несколько секунд были на многочисленных read() и mmap() всяких файлов /usr/lib/*.

Поскольку феномен отслежен и в grub (когда я переносил систему на другой диск и оказался в grub prompt на некоторое время, после одной из перезагрузок при выводе списка разделов этого диска были тормоза), драйверы или фоновые процесы не могут участвовать.

Я сюда об этом уже писал, но тогда показалось что отключение NCQ решило проблему - на самом деле не более чем сгладило. Отключение AHCI в BIOS тоже не помогло.

Что это вообще может быть? Куда можно копать?

--
Yours, Mikhail Ramendik

Unless explicitly stated, all opinions in my mail are my own and do not reflect the views of any organization