Re: Сертификаты OpenVPN

> Проблема в том, что в настоящий момент клиенты вам доверяют(или вынуждены
> доверять), а в общем случае не должны и ваш вариант работать не будет.

Года два я пользую это решение исключительно для нужд команды разработки, а
сейчас речь идет о запуске именно для пользователей, потому и появились
вопросы. Маны читал, но мало себе представлял, как они соотносятся с
отечественной действительностью. С аппаратной криптацией все просто - звонишь
в ФСБ по ПФО ответственному за этот вопрос человеку, он называет
сертифицированное оборудование и поставщика. Но сейчас для моих проектов
такой уровень не нужен, а по софтверной реализации специалистов в местных
госструктурах я не знаю, не уверен даже, есть ли они в нашем регионе, хотя
прошло уже года два с тех пор, когда я с этим сталкивался в последний раз,
может, уже и есть.

> А причём здесь  "юридический статус сертифицированных криптосистем"?
> Если админ криво настроил продукт, но продукт имеет сертификат, то при
> взломе (или каком другом инциденте) сертификатом будет прикрыта жопа админа
> или его конторы, так что ли?

Юридический статус в первую очередь интересует юридический и ИТ-департамент
заказчика. Есть вариант использовать несертифицированное решение, но тогда я
о нем не могу даже упоминать в договорах - тот случай, когда есть де-факто,
но отсутствует де-юре, и ничего не выигрываю от этого (сейчас SSL так и
использую).

> В нынешнем виде система сертификации не что иное как поле для всевозможных
> спекуляций и коррупции (imho).

Мне тоже так кажется, и это напрочь отбивает желание сертифицировать свой
продукт. Хотя, возможно, придется. Если кто уже прошел этот путь, поделитесь
опытом.