Перекодировка в MySQL

Доброе время суток!

Есть SQL cервер который хостит mySQL, Oracle & Postgres базы. С ними работают WEB сервер, на сайтах везде по умолчанию cp1251, соответственно в базах везде по умолчанию тоже cp1251. И всех это устраивало до того момента пока я в качестве своей OS не поставил Debian. (Неделю поскрипел зубами с конфигами fvwm и добился хорошего внешнего вида и удобства -- теперь практически всем доволен)

В качестве локальной кодировки у себя прописал koi8. При коннекте к mySQL из терминала получаем БНОПНЮ. Я знаю что есть перекодировка (сервер)koi8-
cp1251(клиент), знаю что можно свою сделать, но не хочется трогать
продакшн сервер ради этого (хотя придется если других вариантов нет). Что делать?

Кроме того еще не дошел до работы с текстовыми файлами в cp1251 кодировке. Еще не разбирался, хотя Cyrillic HOWTO просматривал, но не сложилось пока в голове четкого варианта решения. Предпочитаю vim, MCedit не хочу, монстров тоже. Как сделать поудобнее и попроще работу с редактированием файлов в разных кодировках?

Виктор Вагнер писал, что прописал в меню несколько терминалов с разными кодировками, а как в таком случае переключается раскладка?

Понимаю, вопросы элементарные -- время поджимает :(
Sergey Polyakov               aka "BeerBong"
Chief of WebZavod     http://www.webzavod.ru
Tel. +7 (8462) 43-93-85 | +7 (8462) 43-93-86
mailto:alexei@samara.net