Re: отключить программно всё что крутится

fuf <fuflono@gmail.com> wrote:
> Скажите,можно ли отключить программно всё что крутится (жёсткий и СД привод) записав Debian на usb, SC, or SD? ... Главное даже не экономия аккумулятора, а бережение жёсткого диска от тряски и наклонов.

В каком смысле «отключить»?  Что для убережения от тряски, что для сбережения заряда достаточно того, что обычно зовется «standby mode», а по существу это значит в первую очередь запарковать головки, а то и полностью остановить вращение.  Любой магнитный диск для переносной машинки просто обязан такой режим иметь, да и большинство полноразмерных имеют.

Прошивке вашего диска вероятно можно приказать перейти в него сейчас, но обычно решать когда именно оставляют ей же исходя из времени с последнего обращения (и может быть чего еще), задавая только желаемую «энергоэффективность» в попугаях.  Ключевое слово: advanced power management.  См. тж. hdparm(8).

Проснется он в любом случае по первому обращению, что в случае чтения естественно оправдано, а вот в случае записи — совершенно не обязательно, это зависит от того, насколько важны данные.  Важный файл программа может приказать — fsync(2) — записать немедленно, а все остальное пишется через заданные промежутки времени, настраиваемые в fstab(5) пораздельно (по умолчанию, впрочем, очень небольшие, порядка пяти секунд).

Однако новомодные программы завели привычку файлсинхиться на каждый чих, так что Линукс научили _откладывать_ все fsync(2)’и на некоторое время (другое и подразумевается, что меньшее).

Весь этот зоопарк целесообразно перенастраивать каждый раз, когда вы отключаетесь от или подключаетесь к электросети.

А поскольку, как вы догадываетесь, переносные компьютеры уже да-авно не редкость, то это все с относительно разумными для общего (но не вашего) случая умолчаниями свели в пачку скриптов и настроечных файлов.  В Дебиане они в пакете laptop-mode-tools, и мне так помнится, что если установщик поймет, что вы ставите систему на ноутбук, то он должен сам предложить его поставить.  Он у вас не стоит?  Поставьте и в /etc/laptop-mode/laptop-mode.conf будет куча ручек на покрутить.

> Скорость не важна, программы только Яндекс-карты и Firefox.

Ха, «только»!  Вы так говорите, как будто Файрфокс® (а точнее веб-браузеры вообще), в особенности со всей проприетарщиной которую вы в нем собираетесь запускать, — это что-то легковесное и нетребовательное к диску.  Накопитель, спроектированный для _переноски_ данных, он вам убьет на раз, если его хорошенько не отговорить.

Что такое «Яндекс-карты» я не знаю и искать не хочу, но полагаю, что очередная несвободная поделка на «Электроне», то есть умножайте вышенаписанное на два.