тормоза ZFS

Hi.

Вообще он работает хорошо. Но иногда на домашнем ноуте с 8 гигами памяти
и крутящимся (не SSD) диском он начинает сильно тормозить.
Гарантированно -- когда я начинаю работать за ноутом после долгого
перерыва, с утра или после работы. Непериодически, но регулярно -- в
процессе работы. 0-1 раз по вечерам, 2-5 раз по выходным. Длятся тормоза
минут 5-15, потом проходят.

Судя по индикаторам, в это время происходит сильное чтение (именно
чтение, не запись) с диска (в обычных условиях dstat рапортует уровень
чтения 100-500k (затрудняюсь сказать, за какой период он меряет), в
ситуации тормозов иногда 2-5M, а иногда и 10-13), LA тоже вырастает до
10-15. Если это происходит в начале работы после долгого перерыва, то
при этом уменьшается (иногда раза в 4) размер ARC -- видимо, освобождает
память под новые условия работы. Если в середине работы, то никаких
закономерностей я не заметил -- размер ARC может уменьшаться, может
увеличиваться, может оставаться прежним, своп может заполняться, может
освобождаться, может не трогаться. От количества свободной памяти тоже
практически не зависит -- в результате тормозов она может как
уменьшаться, так и увеличиваться. От установленного размера ARC тоже, я
играл с разными вариантами, но тормоза возникают все равно и примерно с
равной регулярностью.

Очевидно, в общем это нехватка памяти -- на других машинах, где по 16Г,
такого не наблюдается. Но, к сожалению, увеличить память на ноуте
возможности нет. Поэтому может кто-нибудь (возможно, Sergey Matveev:)
знает, можно ли как-нибудь понять, за каким чертом он минут 5-15 читает
диск. А если понять, то может, получится как-то добиться и уменьшения
тормозов. Хотя бы понять, куда смотреть в это время -- в
/proc/spl/kstat/zfs/* я смотреть пытался (как в обычные, так и в пиковые
моменты), но никаких закономерностей не уловил.