Re: DKIM и списки рассылки

Eugene Berdnikov -> debian-russian@lists.debian.org  @ Fri, 6 Oct 2017 23:56:08 +0300:

 >  Насколько я понимаю DKIM, в отличие от SPF он не имеет механизмов
 >  для анонсирования политик со стороны владельца домена.

Тут не знаю, пока не читал. Но факт: письмо с From из определенного
домена без DKIM складывается в спам. Кто именно из yandex.ru, mail.ru и
gmail.com определенный домен, а кто складывает в спам, я не помню, но
факт имел место.

Может, они и не через DNS договариваются, что надо проверять.

 >  Насчёт толерантности в RFC 6376 есть пункт 6.3:

 >    In general, modules that consume DKIM verification output SHOULD NOT
 >    determine message acceptability based solely on a lack of any
 >    signature or on an unverifiable signature; such rejection would cause
 >    severe interoperability problems.

Так оно не режектит. Оно в спам складывает. Человек, один фиг, не видит
письма.

 >  Угу. Причём подписывать Reply-To настоятельно рекомендуется (п.5.4).

Что вполне понятно.

 >  Думаю, это нарушает упомянутый п.6.3, то есть приёмник ведёт себя
 >  "антисоциально", выражаясь словами RFC 6376. Я нигде не встречал
 >  требования подписывать письмо, если в dns присутствуют dkim-овские
 >  записи. К тому же вопрос: какой домен проверять, который во From?
 >  Ведь содержимое d= в DKIM-Signature может отличаться от домена во From,
 >  в частности, d= может содержать домен верхнего уровня. Так что
 >  предположение получателя об их тождественности это лишь догадка,
 >  а использовать домыслы -- плохая практика.

Я подозреваю, что вариант "из наддомена" тоже проверяется. По смыслу,
соответствие между подписавшим доменом и доменом во From быть
должно. Иначе можно абсолютно честно подписать письмо с From из любого
другого домена.

 >  Вменяемый софт может:
 >  1. отодрать подпись от входящего письма -- перед этим её можно проверить,
 >  если хочется, а можно и не проверять;

Может. Тогда после пересылки оно попадет в спам у получателя.

 >  2. если подпись не удаляется, то перед вставкой каждого заголовка
 >  проверять, не упомянут ли он в h=.

То есть добавить List-*. К чему и сводится мое предположение.

 >  Что касается рассылок, проверять подпись разумно на входе в рассылку,
 >  после чего подпись можно удалить, а на выходе подписать письмо заново.
 >  При этом возможны любые модификации, в том числе Subject'a и тела письма
 >  (добавление футеров и т.п.). Конечному получателю ведь без разницы,
 >  какой рилей подписал письмо: DKIM служит для защиты от спама, а не для
 >  аутентификации автора (для последнего есть SMIME и PGP).

Не автора, да. Но для подтверждения того, что подписавший релей
принадлежит домену, упомянутому в адресе. Иначе оно вообще не имеет
смысла. Дальше уже идет доверие релею, что он какими-то своими
средствами убедился, что письмо таки да, от владельца адреса.