принудительный relatime

Хмутро.

А скажите пожалуйста, граждане, откуда у нас в stretch берется
принудительный relatime при монтировании? Грепом по /etc не находится, а
при монтировании zfs внезапно включается, хотя в свойствах dataset'а
выключен.

Я просто почитал, какие именно тараканы у zfs'ного relatime (таракан
там, собственно, один - обновление не чаще раза в сутки, а atime на
практике чаще бывает интересно за последние несколько секунд, когда
выясняешь, кого читали, а кого нет...), и решил было выключить, ан
нет... Ну, то есть, в свойствах датасета оно выключено, но при
монтировании включается.

Причем так просто не выключишь, блин... У /, который монтируется
отдельно (средствами initrd, я так полагаю, ибо в fstab он не упомянут),
это снимается явным указанием zfs set relatime=off в процессе. А у /var
и /var/tmp, которые монтируются через fstab (соответствующий скрипт
полагает, что иначе будет слишком поздно), не снимается. Снимается
только mount -o remount,strictatime. А вовсе не norelatime...

При zfs mount -a вроде не включается... Ну, что логично, при этом mount
не используется.

Хотя, конечно, по здравом размышлении, когда мне нужен оперативный
atime, я могу и со strictatime перемонтироваться, а так-то relatime -
правильная опция...

P.S. Отдельно доставляет тот факт, что в туториалах предлагают
устраивать принудительный последовательный режим, а в дистрибутиве в
пакете zfsutils-linux поддержка только systemd... Ну, туториал, правда,
еще времен jessie-backports. Это я снес systemd и
загрузился. Загрузиться-то загрузился, а zfs mount -a не отработал, ибо
кто бы его запустил? Кстати, почитав сервисы, должен сказать, что
зависимости прописаны небезграмотно. То есть у импорта

After=systemd-udev-settle.service
After=cryptsetup.target
Before=dracut-mount.service

у zfs-mount

After=zfs-import-cache.service
After=zfs-import-scan.service
After=systemd-remount-fs.service
Before=local-fs.target

(т.е. до того, как вообще кто-то потянется за локальными файловыми
системами оно таки уже должно быть смонтировано, так что, возможно,
нынче даже не обязательно /var и /var/tmp вписывать в fstab)

У zfs-share

After=nfs-server.service nfs-kernel-server.service
After=smb.service
After=zfs-mount.service
PartOf=nfs-server.service nfs-kernel-server.service
PartOf=smb.service

Спросите, почему меня смущает идея жить с systemd? Оно не только
файловый и бэкап-сервер, оно еще и роутер. Не хватало мне, чтобы оно
падало при старте от собственного DNS-запроса...

Спросите, на кой при такой паранойе объединять роутер с файловым
сервером? Так квартира однокомнатная, а у роутера довольно
интеллектуальные задачи, я в свое время изрядно задолбался решать их на
коробках. Без нормальной ОС там тяжело. Хотя я подумаю, может, взять
какой одноплатничек без вентилятора...