Re: Как **надежно** сожранить данные?

On 2016-03-24, Dmitry E. Oboukhov wrote:

> именно на рейде и хранить.
> просто до внуков множество рейдов сменится.
>

> а так чтобы "записал и до внуков" такого носителя сейчас нет и никогда
> (в обозримые 100 лет) не будет.

Я перестал делать конспекты авторучкой - в некотрых записях паста выцвела или
растворилась по бумаге. Теперь даже бабушкины рецепты в электронном виде.

C CD/DVD была эпопея 7-10 лет назад. У меня некоторые DVD диски с бекапами и
CD-R c raw аудио переставали читаться спустя 3-5 лет.

Находил статьи когда некий айтишный журнал записывал диски в начале 2000 и
пробовал из читать спустя 10 лет - положительных считываний мало.

Тут авторитетно долгоживучесть лазерных диски рассматривается:

  http://www.cd-info.com/archiving/

По итогу не удобно мучится в кучей дисков. DVD ридер уже лет 5 как выключеный,
хотя и вкручен...

Я коствеено видел что до сих пор https://en.wikipedia.org/wiki/Tape_library в
использовании и никто не может перебить отношение цены к обьему. Надежность
решения не ясна.

> ибо через 10 лет врядли найдется куда воткнуть то на что сегодня
> запишете данные.
> а через 20 уж тем паче.
>
> то есть каждые n лет по любому придется данные копировать на более
> новый носитель. это во первых.

Согласен. Так с ATA интерфейса мигрировал на SATA.

Перенос на современные носители и географическое ращнесение хранилищь не
отменяется.

Перед переносом хочу убедиться в целосности данных. Посчитать md5sum не
тяжело, но когда это нужно делать систематически - хотелось бы иструмент,
делающий это менее затратно по времени (оно то долго считает).

Я ощущаю что наколеночное решение будет отлично работать.

> во вторых в течение этих n лет данные тоже как бы нужны бывают (я вот
> смотрю на то видео которое снимал 2 года назад иногда)

У меня пока данные влазят в ПК, задачи выность редко используемые данные в
архив нету.

> соответственно RAID + домашний сервак с ним (+ бакап тоже на RAID) -
> ваще как бы маст хэв.

Я держу архивы на HDD, которое включаются только на время создания очередной
копии. Остальное время HDD обесточен и в мягкой коробочке.

--
http://defun.work/