Re: О восстановлении затертых файлов на EXT4.

Использовать более дружественный к пользователю инструмент:
http://www.r-tt.com/ru/free_linux_recovery/

Также для восстановления файлов также можете попробовать ext3grep.

Сделать так, чтобы scalpel работал только со свободным пространством вы не сможете: он просто ищет в потоке байт сигнатуру начала и сигнатуру конца файла. Т.е. весь файл должен быть расположен в последовательных блоках, чего ФС не гарантирует.

Если всё-таки хочется получить "только свободное пространство", вам поможет debugfs (какой-нибудь find_free_block) и dd или какой-нибудь blkls/blkcat из SleuthKit. Но занятие это, в общем-то бесполезное и, скорее всего, ваши файлы не стоят таких затрат времени.
Делайте резервные копии.