монитор & tty

debian testing.

суть проблемы:
после некоторого времени работы компьютера (продолжительность не
установлена) при переходе в текстовую консоль монитор выключается, выводя
сообщение, что изображения нет.
команды, введенные в слепую, работают.
alt+f7 возвращает в Х, который работает.

в принципе, мне было бы и пофик, но при обновлении дров на видеокарту
попытался передернуть модуль nvidia (репозиторный, устанавливается с dkms),
и тут то грустно понял, что придется перегружаться, ибо забыл о данной
особенности и иксы успел вырубить.
а консоли не получил.

nvidiafb по умолчанию не грузится.

на работе на intel картина такая же.

ядро, правда, самосборное, но не совсем понимаю, что в нем посмотреть,
относящееся данному эффекту. хотя и относительно воспоминаний - начал
замечать на самосборном 3,3,1 , более ранние версии данного еффекта не
имели.
интернеты дали пару похожих вопросов, оставшихся без ответов.
в логах какой то патологии не заметил, возможно не знаю, что высматривать.

вопрос:
в каком направлении покопать?

)

--