aptitude and friends

Приветствую всех,

У меня три небольших вопроса, два политических, третий возможно технический:
1. Дебиановцы рекомендуют юзать aptitude вместо apt-get, однако в нём нет даже всего функционала apt-get - http://wiki.debian.org/Aptitude#apt-get_to_aptitude не говоря уже о том сколько ещё нужных функций размазано по различным утилитам, например:
- добавление ключей apt-key
- список файлов в пакете (apt-file list colordiff)
- какому пакету принадлежит файл (dpkg -S /usr/bin/ab)
- добавление дисков (apt-cdrom)
- поиск быстрых зеркал (apt-spy)
- просмотр приоритетов apt-cache policy
А ведь одна утилита для всех задач по управлению пакетами это весьма удобно, на все вопросы по установке отвечает один man (помню когда понадобилось долго искал apt-file). Понятно что dpkg некуда не денется, он под капотом для сборки/разборки пакетов, но всё перечисленное это функции именно верхнего уровня.

2. Интерфейс коммандной строки мне кажется логически незавершённым, почему-то
вместо aptitude search name tree
нужно писать aptitude search ~ntree
понятно что хитрые шаблоны нужны для гибкости, но для простых случаев нормальные алиасы можно было бы сделать, раз уж начали делать команды из нормальных английских слов

понятно что это вопросы к разработчикам aptitude, но возможно я просто не осознал какой-то светлой истины и хочу ненужного?

3. Некоторые функции я так и не узнал как сделать (им тоже место в aptitude), может кто подскажет: - после update посмотреть список пакетов которые будут обновляться (возможно в aptitud'ом гуе это видно, но хотелось бы из консоли) и что изменилось, некий changelog обновления - откат после неудачного обновления (транзакционности на всё обновление видимо нет, но хотя бы как посмотреть все доступные версии пакета не залезая в папку со скачанными deb? и вообще гуманный откат без полного удаления и повторной установки возможен?) - инфа о пакетах установленных вручную, гуглил - куча методов с ковырянием лога и т.п, но например в убунте (в дебиане думаю тоже, но не проверял) все обновления считаются установленными вручную, хотя это не имеет смысла, вручную это только то что администратор ставил явно, без учёта зависимостей

--
Alexey Shrub