Вопрос о переходе с КОИ8-Р на UTF-8

Здравствуйте!

В линуксах, стоявших у меня до сих пор, локаль была ru_RU.KOI8-R.
Сейчас, осваиваясь с Дебианом, заодно собираюсь переползать с локали
ru_RU.KOI8-R на ru_RU.UTF-8.

Прошу советов -- стоит ли это делать, и если да, то как лучше решить
возникающие проблемы.

Одна из проблем, которая меня удерживает от переползания, -- работа со
старыми архивами. Т.е. имеется много tar-архивов, с файлами с кириллицей
в именах, созданные в системе с локалью ru_RU.KOI8-R.
Хотелось бы иметь возможность просматривать содержимое этих архивов,
выборочно извлекать файлы примерно так, как это делается в mc.

Есть ли какой удобный инструмент, позволяющий просматривать содержимое
tar архивов (работая в локали ru_RU.UTF-8), содержащих имена файлов в
другой кодировке (КОИ8-Р)?

Кроме того, есть ли редакторы, позволяющие просматривать/редактировать
текст в любой из кодировок: UTF-8, KOI8-R, CP1251, указывая нужную кодировку,
примерно так, как это делается в mcedit по нажатию Ctrl+t ?

P.S.
Извиняюсь, если это письмо -- дубль. Первое письмо, кажется, не прошло
в рассылку.