Re: APE

Если поставить пакет mac-port (позиционируется как убунтовский для версии 6.10, но работает везде), то и Totem играет, и VLC...

А вообще новенький Audacious умеет. В пакете audacious-plugins идёт декодер, живёт тут: /usr/lib/audacious/Input/demac.so Не только сами файлы понимает, но ещё и распознаёт лист CUE со ссылкой на APE.

Ну и конечно, те аудиоплееры, которые на движке MPlayer'a, например, aTunes. Их я бы и рекомендовал для качественных записей, особенно классики, где хочется эквалайзера и богатого звука. Всё ж Audacious тут сильно уступает, звук скорее попсово-цифровой.