Re: debian для слепых (braille и тд) поделитесь опытом

Mon, 09 Jul 2007 15:25:33 +0200, Sergey Spiridonov<sena@hurd.homeunix.org>:

> Привет

Привет

> Есть знакомый слепой человек (пожилой), одинокий. Есть ли смысл ему
> ставить компьютер с устройством типа braille? В смысле, сможет ли он
> что-нибудь полезное извлечь из этого, типа читать новости, книги, писать
> письма, _без_ длительного обучения?
>
> Что вообще посмотреть на эту тему? Пока нашёл
> это http://packages.debian.org/unstable/admin/brltty, но не понятно
> пока, насколько это полезно может быть.
>
> У кого есть опыт, поделитесь.

Опыта у меня в этой области нет, признаюсь сразу. Скажу, о чём слышал:

1. Сайт по теме: Blind + Linux (http://leb.net/blinux/). Там есть в
частности советы как настроить lynx для слепых пользователей (с
нумерацией ссылок).

2. Обзор ПО для «слепой» работы в Linux
(http://www.integr.org/adt/konf/konf0205/p25.htm)

3. Аудиодесктоп Emacspeak (http://emacspeak.sourceforge.net/). Веб,
электронная почта, ведение блогов, чтение RSS-лент, jabber-чат,
календари и уж тем более работа с текстами через него доступны, в
полностью слепом режиме, на слух. Во всяком случае, по-английски.

Пишут, что инструмент очень эффективный, но требует некоторого
обучения. Не знаю, как с синтезаторами русской речи и вообще с
переводом всего этого на русский.

4. Русские синтезаторы речи.

Вроде бы есть русский голос для Festival
(http://festlang.berlios.de/docu/doku.php?id=russianru). Будет ли он
работать с Emacspeak — не знаю.
Есть ru_tts, совместимый, вроде бы с Emacspeak
(ftp://ftp.rakurs.spb.ru/pub/Goga).
Вот тут статья про ru_tts: http://linux.tiflocomp.ru/docs/ux_rustts.php
Для mbrola вроде бы русского синтеза до сих пор нет.
Есть коммерческие разработки (например,
http://www.sakrament-speech.com/main.php?Lang=ru&TopId=30&ProdId=59)

5. Командная строка для слепых пользователей:
http://www.eklhad.net/cli.html

~~~~~
Думаю, если есть доступ к брайль-дисплею (штука дорогая), то следует
научить пользоваться клавиатурой и коммандной строкой, разумно её
настроив. И это будет одним из наиболее эффективных и универсальных
способов. Во всяком случае, читать веб будет можно. Консольные почтовые
клиенты имеются. Стандартный mailx построчно-ориентированный, думаю,
таким вполне можно пользоваться с брайль-дисплеем. Консольные
мессенджеры тоже имеются, но не знаю, насколько можно заставить их
работать в строчно-ориентированном режиме (с finch и зрячему трудно
разобраться). Из текстовых редакторов осваивать, видимо, тоже лучше
строчно-ориентированный, вроде edbrowse (см.
http://www.eklhad.net/cli.html)
Набирать форматированные тексты, наверное, лучше всего с помощью
каких-нибудь облегченных языков разметки, вроде asciidoc.

Упомянутый выше emacspeak, видимо, интересная альтернатива командной
строке, позволяющая избежать работать с уже адаптированными для слепых
приложениями. И подойдёт даже если брайль-дисплея нет. И возможно
лучшая, поскольку там единый «слепой» интерфейс ко всему, думаю, даже
упростит обучение.

Очень Вас прошу, если что получится сделать, написать об этом,
рассказать, что и как делали.