X & dpi

Настроил хинераму. Появилась вот такая проблема:
при запуске иксов с подключенным внешним монитором в e16 летит большая часть шрифтов. Если запустить без монитора, а потом ткнуть его -- всё нормально. Понятно, что проблема скорее всего в dpi'ях. Кстати, как узнавать курентную величину? ОК, дальше я прописал DisplaySize. И тут такое началось.... Ну да, в E стало всё нормально. Для gtk2 и qt приложений стоял Arial 12. Пришлось поменять на 8 хотя бы, тк на экран ничего не влезало. Ладно.. Это я могу ещё понять... Но есть две вещи которые ну никак не укладываются в моей голове: 0) почему в ff шрифт даже и не думал менять размер шрифтов?? Всё как было --- так и осталось. 1) почему thunderbirg, удачно поклав на всё, нарисовал шрифта так крупно, как только это было возможно???

P.S. такое происходит с определённым монитором.