xdm & other display managers.

Hi.
Вот такая штука:
сделал я раскладку клавиатуры с поддержкой трех языков,
прописываю ее в XF86Config-4;
если пускаю X через startx --  все OK, видим поддержку
трех языков;
если через xdm -- только двух языков.
И в первом и во вотором случае в логах видим, что данная
раскладка подгружается.
Обошел я эту проблему следующим образом: в стартовый файл
инициализации .xsession прописал setxkbmap -layout my_klava
и все заработало.
Кто-нибудь может объяснить это "явление"???

Поставил я wdm (показался он мне более дружелюбен к
пользователю чем xdm), так этот зверь вообще .xsession
не читает!! Куда в этом случае пользователю прописывать
свои переменные среды?

А каков тыйный смысл /etc/environment? Система читает его,
и что в нем не пропишешь (не только определение локали) --
все устанавливается. Но, казалось бы аналог, ~/.environment,
не срабатывает.

Thanx.