bred: autoswitch rus/lat in console

Народ, спорил я тут со своим начальником, что лучше: vi или что-то
менюшное и понял, что для полного счастья мне не хватает такой фичи:
при выходе из редактирования в командный режим хочется, чтобы он
(vi) вычитывал текущую раскладку клавы (rus/lat (AltGR/AltGr_Lock)) и
переключал на латиницу чтобы :wq сразу работало, а по входе в режим
редактирования обратно (i,o,a,...) восстанавливало состояние AltGR.

есть ли принципиальная возможность для этого? (всмысле в окрестностях
ядра, а не VI (я не хочу в ви делать перекодировку))  и где про это
читается