Re: [RFR] po://apt/po/ru.po

В письме от воскресенье, 8 апреля 2018 г. 21:29:07 MSK пользователь Lev
Lamberov написал:

> ?

Заменил на:
"Не удалось разобрать содержимое файла control"

> Может стоит перевести diverted и diversion?

Уже сделано.

> "длинный" вместо "длинен"?

Уже сделано.

> Он точно "указан" или просто есть дубликат файла?

Эта ошибка возникает при добавлении в хеш-таблицу файла, который там уже есть.
С другой стороны, это значит, что произошла коллизия между конфигурационными
файлами разных пакетов, так что можно считать и дубликатом. Как предложите
перевести?

> Союз "и" лишний, как кажется.

Уже сделано.

> "Данные из этого репозитория нельзя аутентифицировать, поэтому их "
> "потенциально небезопасно использовать."

Уже заменил на вариант Галины:
"Данные из этого репозитория не могут быть аутентифицированы, поэтому их
использование потенциально небезопасно."

На мой взгляд, этот вариант немного лучше. Как считаете?

> "Информацию о создании репозитория и настройке пользователя смотрите в
> "справочной странице apt-secure(8)."

Да, так лучше, спасибо.

> "но" -> "однако"

Поменял, спасибо.

> "для игнорирования" тоже надо как-то перефразировать. Пока нет идей.

"Для продолжения"?

> "Не удалось прочесть значение символьной ссылки %s"

Поменял, спасибо.

> Тут снова, как кажется, союз "и" лишний.

Здесь не соглашусь. Между частями предложения есть связь, и кроме союза "и"
других связующих элементов (в отличие от предыдущего случая) нет.

> "не содержит" -> "не предоставляет"?

Разве здесь это не то же самое?

> тут "предоставляет" -> "обеспечивает"?

Вообще говоря, здесь идёт речь не о шифровании, а об использовании слабого
алгоритма хеширования. Может, поменять на:
обеспечивает только слабую защиту информации"

Как считаете?

> Может быть тут "выпуск" вместо "дистрибутив". Кажется, имеется в виду
> чт-то типа "stable", "testing" и т. д. или кодовое имя.

Разве, например, unstable это выпуск (release)? Он же никогда не выпускается.

> "Дополнительную информацию об этом можно найти в «Информации о выпуске» по
> адресу: %s"

Я намеренно так написал, чтобы не было "... информацию ... в 'Информации ...".
Думаю, всё же стоит оставить исходный вариант, согласны?

Насчёт кавычек - да, пожалуй, они здесь не помешают.

> Тут снова лучше было бы перефразировать так:
>
> "Дополнительную информацию смотрите в справочной странице %s."

Хорошо, сделал.

> Зачем тут %1? Нехватает символов?

Не понял про символы. "N$" - это расширение GNU строки формата вывода,
позволяющее указать номер аргумента. Таким образом поменяны местами два %s.

> "сгенерировал сломанные пакеты"?
>
> Мне кажется, тут что-то не то.

А как ещё можно перевести? Здесь имеется в виду, что после выполнения данной
функции присутствуют сломанные (broken) пакеты.

Как вам такой вариант:
"Ошибка: pkgProblemResolver::Resolve привёл к появлению сломанных пакетов. Это
может быть вызвано зафиксированными пакетами."

> "слишком длинная"?

Уже сделано.

> Почему тут "найдена"?

Это сообщение выдаётся после успешного монтирования и идентификации CD-ROM.
Можно перевести как "Сохранённая метка: %s\n".

> Может быть "индексные файлы" как-то перевести? Пока не знаю, как.

Честно говоря, у меня нет идей для альтернативного перевода. Да и текущий, на
мой взгляд, вполне нормальный. Но если кто-нибудь предложит лучший вариант,
обязательно поменяю.

> "Параметр командной строки %s не является булевым значением"?

В вашем варианте "значением" лишнее, так как речь идёт о типе, а не о
значении. Например, попробуйте указать параметр командной строки --no-<опция>,
где <опция> не логического типа, например "apt-get --no-target-release -s
install foo", - и вы получите данное сообщение.

Я хотел перевести так:
"Параметр командной строки %s не логического типа"

Что думаете?

> Может быть перенести "игнорируется" в начало предложения?
>
> И ниже.

Уже сделано.

> Может обезличить "собирались"? Сделать что-то типа "планировалось
> прочесть <...>".

Сделал, спасибо.

Кроме того, ещё раз изучив исходный код, поменял первую букву на прописную.

> "байт" -- разговорная форма, литературная будет "байтов".

Поменял везде, спасибо.

> Тут (и ниже) используется "mmap", а выше (и ниже тоже) он был переведён.
> Лучше бы или везде переводить, или не переводить нигде.

Здесь всё сложно. Обычные "mmap" можно доперевести, но вот что делать с
"Dynamic MMap", ума не приложу. Этот термин - изобретение разработчиков APT,
реализованное в одноимённом классе. В принципе, это всё равно отображение в
память (файла или анонимное), но если перевести как "Динамическое отображение
в память", то такая не являющаяся общеупотребимой терминология будет непонятна
читателю.

Может, перевести все "mmap", а единственное употребление "Dynamic MMap"
оставить непереведённым?

Или же можно и "Dynamic MMap" перевести как "отображение в память", ибо
надстройкой над ним он по сути и является.

Как считаете?

> В нескольких местах выше "parse" было переведено как "прочитать". Смысл
> это, как кажется, не искажает, но я бы подумал над унификацией.

На данный момент "parse" переведено как "прочитать" в одном месте:

msgid "The package lists or status file could not be parsed or opened."
msgstr "Списки пакетов или файл состояния не могут быть открыты или
прочитаны."

Здесь, пожалуй, не стоит использовать "разобраны".

В остальных случаях используется "разобрать".

> Не уверен насчёт слова "триггер". Может у кого-то есть варианты?

В dpkg тоже переведено как "триггер". В rpm аналогичная функциональность -
вроде тоже. Думаю, нам не стоит здесь изобретать что-то своё.

> Я бы добавил "значение" перед "MaxReports".

Добавил, спасибо.

> Слово "генерирование" бы чем-то заменить.

Может, "формирование"?

> Может "запись аутентификации"?

Здесь имеется в виду запись с хеш-суммой файла. Пожалуй, я всё же за исходный
вариант. Но открыт для обсуждения.

> Какие идеи, что тут и далее имеется в виду под "packaging system"? Может
> "система создания пакетов" будет лучше?

См. комментарий в apt-pkg/pkgsystem.h. Это такой уровень абстракции,
позволяющий использовать разные системы пакетирования. Скажем, поддержка dpkg
не прибита гвоздями к APT, а является реализацией этой абстракции.

Затрудняюсь придумать перевод получше.

> Может тогда просто "Предзависит"?

В английском варианте используются две прописные буквы, поэтому, вероятно, и
такое написание. Оно используется уже лет пятнадцать, судя по журналу git.
Думаете, всё же стоит поменять?

> "несовместимая"?

Поменял, спасибо.

> Тут в комментарии указано, что первый %s -- имя файла, второй --
> расширение, поэтому "в файле %s с расширением %s (%s)".

В комментарии, конечно, указано, но по факту... :)

Попробуйте удалить дистрибутив и разделы из sources.list и установить что-
нибудь - получите, например, следующее сообщение:

E: Некорректная запись 8 в list из файла /etc/apt/sources.list (Suite)

Так что в комментарии для переводчиков перепутано: первый %s - расширение
(указывающее на тип, по-видимому; также может принимать значение "sources" для
соответствующего синтаксиса описания источников), второй - имя файла.

Думаю, учитывая сказанное выше, можно поменять перевод на:
"Некорректная запись в строке %u файла «%s» %s (%s)"

Тогда сообщение выше будет иметь вид:

E: Некорректная запись в строке 8 файла «list» /etc/apt/sources.list (Suite)

Что скажете?

> "Строфа"? Может тогда строка (файла настройки)? Ниже то же.

Нет, строка не подходит, ибо здесь именно номер записи, который в силу наличия
комментариев и пустых строк может отличаться от номера строки.

Такой вариант подойдёт?
"Некорректная запись %u в списке источников %s (тип)"

> Я бы сделал "Вам следует заполнить...".

Может, тогда просто "Заполните..."?

> "не скачались" -> "скачать не удалось".

Поменял.

> Может "Ошб"?

Думал над этим. В принципе, можно и поменять.

> "B" и "B/s" можно перевести. Соответственно, "Б" и "Б/сек" ("Б/с").

Нельзя. %s заменяется на строку, уже содержащую двоичную приставку, которая на
данный момент недоступна для перевода. В результате можем получить "GБ".

Я собирался реализовать возможность перевода данных приставок, но возникли
сложности, поэтому вопрос пока отложен.

> "скорректировать" -> "исправить"? "Невозможно" можно поменить на "Не
> удаётся".

Заменил на "Невозможно исправить зависимости".

Думаю, "невозможно" всё же следует оставить: "unable" переводится именно так.
Кроме того, прошёлся по файлу и поменял перевод "unable" на "невозможно"
везде, где рядом нет однокоренных слов, - чтобы было единообразно. Аналогично,
поменял перевод "could not" на "не удалось".

> Тут снова "%2" и "%1", зачем?

Автор этого перевода, опять же, не я, так что могу лишь предполагать.
Вероятно, по мнению автора звучит лучше, если поменять их местами.

> Видимо, "наиболее часто используемые"?

На мой взгляд, "основные" тоже подходит по смыслу.

> Надо уточнить у разработчиков, что за "meep" имеется в виду.

Боюсь, это непереводимо. :)

Разработчики ответили в стиле "А кто его знает" и выдвинули два предположения:
1. https://en.wikipedia.org/wiki/Beaker_(Muppet)
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Wile_E._Coyote_and_the_Road_Runner

> Тут уже "неудостоверенные", до этого было "аутентифицированные". Может
> тогда тут тоже "неаутентифицированные"?

Да, уже поменял везде.

> "Складываются"? Интересно. Может, "сохраняются"?

Может, проще?
"Невозможно заблокировать каталог загрузки"

> Думаю, стоит поменять местами "поможет" и "вам"?

Поменял. (Хотя особой разницы не вижу, если честно.)

> "как я говорю"?

Может, "как я сказал", учитывая, что это фраза подтверждения действия?

> "исправить отсутствующие пакеты"?

Как можно исправить отсутствующие пакеты?

> "так как все его/их файлы были перезаписаны другими пакетами".

Поменял.

> "Следующие пакеты имеют неудовлетворённые зависимости:"

(И аналогичные далее.)

Поменял.

> Можно и "поискового шаблона".

"Поискового" читается несколько хуже.

Честно говоря, не вижу принципиальной разницы.

Так намного лучше, спасибо.

> "о сборочных зависимостях"

Поменял.

> "Заметьте"

Поменял.

Кроме того, в данном контексте "для получения сборочных зависимостей"
двусмысленно, поэтому заменил на "для определения сборочных зависимостей".

> Вот, тут же тип зависимость Provides не переведён.

Поменял на "Всего отношений Предоставляет: ".

> "развёрнутых"?

Тут не знаю. Судя по коду, происходит проход по всему кэшу пакетов и
добавление различных строковых данных из них (архитектура, версия, секция,
описание и т.д.) в общий набор, а в данном сообщении выводится их общее число.
Т.е. это скорее общее число строк - но тогда непонятно, почему "globbed". Так
что я решил действовать по принципу "не уверен - не трогай" и оставил это
сообщение без изменений.

Какие у вас мысли по этому поводу?

> Точно в кэше?

Да.

> Может "Всего учтённого места: "?

Да, так будет единообразнее. Заменил.

> "installable", может как "доступных для установки"?

> Тут не обязательно apt-get, а "например, apt-get".

Хорошо, поменял.

> "offline", может как "автономно"?

Думаю, этот термин менее понятен.

Так нормально?

Использование: apt-cache [параметры] команда
               apt-cache [параметры] show пакет1 [пакет2 …]

apt-cache ищет и выдаёт имеющуюся информацию об установленных и
доступных для установки пакетах. Она работает только с данными
локального кэша, созданного командой «update», например, программы
apt-get. Вследствие этого отображаемая информация может являться
устаревшей, если обновление долго не выполнялось, но зато apt-cache
работает независимо от доступности настроенных источников (например,
без доступа к сети).

> "вычисление" тут не нравится. Не знаю, как перевести.

Да, мне тоже не понравилось, но вменяемого альтернативного перевода я ни
найти, ни придумать не смог.

https://wiki.debian.org/ru/debconf:

> При установке (или обновлении) любого отдельного пакета или группы пакетов,
> debconf задаёт все вопросы о конфигурации пакетов и сохраняет
> пользовательские настройки в базе данных.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Debconf_(%D0%BF%D1%80%D0%BE
%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%BA
%D0%B5%D1%82):

> Пока пакеты устанавливаются, debconf задаёт пользователю вопросы, которые
> определяют содержание системных конфигурационных файлов, ассоциированных с
> этим пакетом

Как видите, везде используется именно "вопросы".

> Я бы добавил перед "debconf" какое-нибудь слово
> (программа/утилита/инструмент), что было ясно, какого эта штука пола.

Здесь речь идёт о пакете. В большинстве случаев, когда упоминается имя пакета,
ни в оригинале, ни в переводе слово "пакет" не употребляется. Вы уверены, что
необходимо это явным образом указать?

> "настроить сборочные зависимости пакета с исходным кодом"

Поменял.

Хотя "настроить" здесь не к месту, на мой взгляд.

> Тут и ниже "файлы архивов", мне кажется, не очень. Надо что-то другое.

Можно, конечно, просто "архивов", но я не вполне понимаю, почему "файлы
архивов" не очень подходит. Объясните?

> А тут уже не сломанные зависимости, а нарушенные.

"Сломанные зависимости" ни разу не употреблялось в переводе. Вероятно, вы
имели в виду "сломанные пакеты"?

> Кстати, тут проверяется скорее отсутствие, а не наличие.

Поменял на "отсутствие".

> Нужни ли переводить "target-path"? "Целевой путь"?

Это зависит от того, переводить ли target-path в выводе справки для apt-
helper:

Использование: apt-helper [параметры] команда\n
               apt-helper [параметры] download-file uri target-path\n

> "склеить" раньше не встречал, обычно всё же "соединить", но это не
> принципиально.

Поменял на "объединить".

> А не слитно ли тут "не"?

Не уверен, так как в данной фразе, на мой взгляд, присутствует скрытое
противопоставление. Есть термин "зафиксированный пакет", и в данном
предложении указывается на непринадлежность к заданному этим термином
множеству.

У меня есть сомнения насчёт:
"...для получения последних (возможно, _не выпущенных_) обновлений пакета.\n"

> Почему тут пакет неизвестен? Мне кажется, что это неизвестная запись о
> пакете.

Это сообщение выводится, если при разборе индексного файла в очередной секции
отсутствует заголовок "Package: ". Так что, в принципе, возможны оба варианта.
Но раз вы настаиваете :) , заменил.

> "информационных файлов пакетов" -> "файлов с информацией о пакетах".

Поменял.

> Тут ещё указана клавиша для выполнения установки, I.

Это отсылка к интерфейсу dselect. Считаете, стоит её указать? Думаю, в
исходном сообщении обыгрывается, что используемая клавиша - это первая буква
соответствующего действия; едва ли мы сможем подобным образом это представить.

> "длинный"?

Уже поменял.

> И может быть "список расширений пакетов"?

Пожалуй, да. Поменял.

 "\n"

> "генерирует" -> "создаёт"
> "генерации" -> "создания"
> и т. д.

Поменял.

> Тут снова "%2" и "%1". Нужны?

Да. В английском варианте сначала идёт источник, а потом назначение. В моём
переводе - наоборот.

> "лимит" -> "ограничение"

Да, заменил. Спасибо.

> "заголовок ответа"

*Сервер* и не может послать какой-либо заголовок никак, кроме как в виде
ответа, так что уточнять в данном случае излишне.

Другое дело, что... см. ниже.

> "строка заголовка"

Разработчики почему-то используют нестандартную терминологию. Скажем, в случае
выше речь идёт о строке статуса (status line), а в данном - о неправильном
формате самого заголовка. Честно говоря, хотелось бы использовать
общеупотребляемую терминологию, а не переводить дословно "изобретения" авторов
APT.

Таким образом, сообщение выше должно быть переведено как "HTTP-сервер послал
неверную строку статуса". В данном же сообщении, пожалуй, можно и "Неверная
строка заголовка" использовать - смыслу вроде не противоречит.

Что думаете?

> Тут fuzzy.

Да, так как я не уверен, что делать с этим сообщением.

"Сервер не поддерживает" - это когда сервер, например, посылает "Accept-
Ranges: none", т.е. адекватным образом сообщает об отсутствии (или не сообщает
о наличии) поддержки запросов диапазонов. Такая поддержка опциональна, так что
это не является ошибкой.

В данном же сообщении идёт речь о сломанной поддержке, когда сервер посылает
неадекватные данные о диапазоне.

Да, можно было бы перевести это сообщение так:
"У этого HTTP-сервера сломана поддержка скачивания фрагментов файлов"
- но мне такой вариант не нравится. Лучшее, что я пока смог придумать:
"Поддержка байтовых диапазонов в данном HTTP-сервере реализована некорректно"

(Диапазоны в теории могут быть не байтовыми, но во-первых, APT использует
именно их, а во-вторых, до сих пор ни один другой тип не был зарегистрирован:
http://www.iana.org/assignments/http-parameters/http-parameters.xhtml#range-units)

Что скажете?

> "данные заголовка"?

Это сообщение выводится, если произошла какая-то из вышестоящих ошибок разбора
ответа. Так что "Неверный заголовок" вроде подходит.

> "не удалось"?

"Соединение не удалось" можно понять как ошибку при попытке соединения с
сервером. Однако данное сообщение выводится, когда происходит ошибка получения
очередных данных с сервера, что уже означает, что изначальное соединение
прошло успешно. Так что текущий вариант точнее описывает произошедшее.

> "базу данных"

Исправил.

> В конце можно заменить "CD-ROM" на "дисков".

Почему в конце, а не в середине?

Хотя я вообще не стал бы заменять.

> "ошибочный" -> "неверный"

Поменял, спасибо.

> Да, но почему не просто "разрешить"? И ниже.

Поразмыслив, пришёл к выводу, что текущий перевод неточен, т.к. соответствует
лишь подмножеству вариантов использования разрешения доменных имён.

Заменил, в том числе и ниже данного сообщения.

В процессе замены нашёл ошибку в переводе:

#: ftparchive/writer.cc
#, c-format
msgid "Failed to resolve %s"
msgstr "Не удалось проследовать по ссылке %s"

Функция realpath(), при ошибке которой выводится это сообщение, не только
следует по символьным ссылкам, но также разрешает относительные пути вроде "/
usr/../bin/./sh". Задача этой функции в принципе - приведение пути к
каноническому виду.

В результате неправильного перевода получается, например, такое сообщение:

$ apt-ftparchive packages /root/pkgs
E: Не удалось проследовать по ссылке /root/pkgs - realpath (13: Отказано в
доступе)
$

Очевидно, данная ошибка ни к каким символьным ссылкам отношения не имеет.

Термин "разрешить" в русском языке в данном контексте, если судить по
результатам поиска в Google, не используется. Предлагаю такой перевод:
"Не удалось привести %s к каноническому виду"

Что скажете?

> "имя узла", тут же не обязательно сервер?

Учитывая, что это сообщение из FTP-метода, и комментарий перед соответствующим
кодом гласит "Get the remote server's address", - это всё же сервер. Но можно
поменять и на "имя удалённого узла".

> Почему gnupg именно женского рода? Может добавить
> "программа/утилита/пакет"?

Здесь не очень понятно. В репозитории отсутствуют пакеты, содержащие программу
с таким именем; с другой стороны, есть одноимённый пакет, который к тому же
ещё и рекомендуется apt. Однако apt-key, через который и происходят все
действия, может использовать разные версии этих пакетов: gnupg, gnupg1, gnupg2
- так что имя пакета в данном случае лишь приблизительно. Подытоживая, думаю,
что наиболее корректным будет использовать "программа gnupg", которую уже
могут предоставлять разные пакеты. Согласны?

> "неверные" -> "неверны"

Исправил.

> Тут точно не надо перевести "select"?

Это имя функции, так что не нужно переводить.

> "модификации", может заменить на "изменения" или "внесения изменений"?

Строго говоря, вариант "время модификации" достаточно широко распространён,
так что оба варианта можно считать правильными. Но для лучшей читаемости
поменял перевод на "Не удалось установить время изменения файла". (Да, слова
"файл" в оригинале нет, но так понятнее.)

Большое спасибо за конструктивные советы и предложения!

Обновлённый перевод вышлю, как только будут решены возникшие вопросы из
данного письма.