Система зависает во время обращений к диску

Когда  что-то интенсивно работает с диском, система зависает и перестаёт
реагировать даже на пользовательский ввод: даже курсор не двигается.
Вот как сейчас: мне приходится ждать по 10 секунд, когда появится символ.
Огонёк H.D.D. горит синим цветом.
Преимущественно обращается к диску VMWare с запущенной виндой (по iotop).
Если запущен vmware и бэкапилка - пиши пропало, система уходит в ступор на
полчаса минимум. Или даже firefox и vmware.

1. Нормальное ли это поведение или я где-то накосячил при конфигурировании ядра?
2. Почему количество обращений такое большое?
3. Как уменьшить количество обращений к диску?
4. Как сделать, чтобы система реагировала даже, когда она предельно нагружена?