Помощь необходима с VT1828S передняя панель (наушники)

Пишу сюда 1ый раз так что не уверен что пишу туда куда надо, но
надеюсь на сочувствие и понимание. Итак суть проблемы:
Audio device: ATI Technologies Inc SBx00 Azalia (Intel HDA) чип VT1828S.
Симптомы:
во всех операционных системах (win, debian, ubuntu) система ведет себя
странно. Не работаю наушники ни отдельно ни вместе с колонками.
Казалось бы что то не так подключенно - но нет, панель передняя
подключена верно, на виндовсе с использованием древних драйверов - все
же завелись наушники в нормальном режиме. При включении наушников не
до конца (приблизительно на 2/3 в разъем) звук появляется - моно. Мне
кажется, что дело в кривом разъеме корпуса (у меня таких - 2 и оба
работают одинаково странно) - из чего мне кажется хорошим выходом
следующая ситуация - Ubuntu не пытается узнать есть ли наушники, а
просто посылает на разъем сигнал. Как этого добиться? И если нужно, то
что еще привести из программного? debian 6.0.3 чистая свежая только
поставленная.