старая песТня об tk (?)

блин не знаю что делать
во всех установленных дебианах у меня например xpdf выглядит так:
http://img190.imageshack.us/img190/3548/ss29xq.png

а у друзей на других линуксах - нормальный, серенький
ну да пофиг бы цвет xpdf, но эта бага похоже на куче приложений
которые юзают одни и те же либы

например perl-tk все примеры "черные"

а сегодня поставил flpsed (apt-get'ом нашел)
так у него и меню черные:

http://img355.imageshack.us/img355/6494/ss17td.png

как вылечить-то?
я задавал уж вопрос, но никто не ответил

PS: и lyx так же уроцки выглядит и много еще чего
насколько я понимаю - все связанное с tk

из за этого черного цвета приложения некоторые совершенно неюзабельны
становятся

конфигов общих я не нашел
куда смотреть что делать?