Re: Лицензии на шрифты.

On Sat, 9 Feb 2002, aen wrote:

a>>почти наверняка и у нас сейчас) шрифты (начертания шрифтов, или
a>>физически, шрифтовые формы), относятся не к обьектам авторского
a>>права, а к так называемым "промышленным образцам". Что означает:

a>Это весьма спорно. У нас сейчас другое законодатльство.

	Та ни. Законодательство примерно такое же, или даже лучше.
Проблема только в том, что судебной практики, то бишь прецендентов
по новому законодательству не набралось.

	Значится, что мы имеем:

"Закон об авторских и смежных правах" РФ от 1993 года:

|  Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
|
|1. Авторское право распространяется на произведения науки,
|литературы и искусства, являющиеся результатом творческой
|деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения,
|а также от способа его выражения.

	Замечаем, что начертание шрифта явно не являются
произведениями науки или литературы, а к произведениям искусства их
можно отнести лишь при безгранично широком толковании слова
"искусство". Которео не деле места не имеет, далее никаких
упоминаний о дизайне чего бы то ни было нету.

"Патентный закон" РФ от 1992 года.

|    Статья 6. Условия патентоспособности промышленного образца
|
|   1. К промышленным образцам относится
|художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его
|внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана,
|если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.
|
|Промышленный образец признается новым, если совокупность его
|существенных признаков, определяющих эстетические и (или)
|эргономические особенности изделия, не известна из сведений,
|ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного
|образца.

	Это, как мы видим, гораздо более точнее описывает то, что
представляет из себя шрифт.

А вот (Locarno Agreement establishing an International
Classification for Industrial Designs)  "Локарнское соглашение о
международной классификации промышленных образцов" в котором Россия
участвует.

| Class 18
|                       Printing and Office Machinery
|<...>
|   03
|   Type and type faces
|<...>

	То есть вроде как в первом приближении начертания шрифтов
однозначно относятся именно к промышленным образцам.

a>Если хотите подробностей -- напишите Вале Филиппову
a>(frob@df.ru), у него есть все документы. И шрифты свободные он
a>делает.

	Та ни. Я вроде как просто разбирался с законами, по своим
делам, попутно заметил во такое вот обстоятельство, и вспомнил, что
некоторое время здесь (здесь же, вроде?) этим активно
интересовались. А так, в практическом плане все это меня мало
интересует, шрифты я не делаю и делать не умею, да и вопрос о
чьем-то "праве" на используемые мною шрифты заботит меня мало. Тем
более меня мало интересует чье-то субьективное мнение на этот счет.

a>>	Таким образом, ParaType своими террористическими заявлениями
a>>об "авторских правах на шрифты" сознательно или бессознательно
a>>дезинформирует публику. Никакими исключительными правами на
a>>начертания классических, советских еще времен, шрифтов (созданных до
a>>1987 года) они не обладают и обладать не могут. Да и исключительные
a>>права на их собственные разработки - тоже не факт, что надлежащим
a>>образом оформлены (патенты денег стоят).
a>Патенты здесь ни при чем. Патентное и авторское право -- "две
a>большие разницы".

	Ну да. О том и речь. Что в случае с начертаниями шрифтов
речь может идти максимум о патентном праве.

a>>информацию о начертании шрифта. Таким, образом, если извлечь из
a>>ParaType-овских шрифтов эту информацию и затем на ее основе создать
a>>другой шрифт (программу) того же начертания - то, IMHO, это все
a>>будет совершенно законно.
a>>

a>Не вполне так. Если Вы возьмете достаточно старые начертания и
a>"запрограммируете" их, то все будет чисто. Тем более, что почти все
a>кириллические гарнитуры достатчоно старые.

a>Если же поступить так, как вы предлагаете, то вопрос спорный и
a>зависит от законодательства. Европейское здесь весьма
a>либерально, достатчоно повторить процедуру открытия и сохранения
a>файла в разных редакторах пару десятков раз и суд не придерется.
a>А вот американское - гораздо строже.

	Только наоборот. В Европе возможна охрана шрифтов как
промышленных образцов. А в США шрифты охраняются только как
программы.

	Впрочем, даже если бы даже оно было и так - какой смысл
постоянно оглядываться на самое реакционное законодательство?
Практически для любого нетривиального действие найдется страна или,
на худой конец, штат, в котором это действие будет незаконным. И
что?

a>Paratype, конечно же, мухлюет. Но не думаю, что это повод с ним
a>бодаться. Лучше сделать все свое, -- теперь это возможно.

	Ну, _некоторые_ основания для этого есть. Если время от
времени не посылать с подобными претензиями нафиг, это может войти в
привычку и стать обычаем. А придумать легальное обоснование уже
сложившемуся обычаю - куда легче, чем ввести совершенно новый закон
о том же самом.

	Хотя, оно конечно, занятие это сильно на любителя. Но чем
черт не шутит, вдруг найдется такой любитель.

	С другой стороны - это основания в обыденной жизни не
отностиься слишком серьезно к претензиям ParaType прочих подобных ей
фирм.